Понятия со словосочетанием «серебряные струны»

Связанные понятия

Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Эо́лова арфа (итал. arpa eolica, arpa d'Eolo; нем. Äolsharfe; англ. aeolian harp), также возду́шная а́рфа (нем. Windharfe, Geisterharfe, букв. «арфа ду́хов»; англ. windharp) — струнный эолофон, инструмент типа цитры, звучащий благодаря колеблющему струны ветру. Названа в честь Эола, мифического повелителя ветров.
Нгомби — африканский музыкальный инструмент, нечто вроде арфы с десятью струнами. Струны прикреплены, с одной стороны, к деревянному корпусу-резонатору, обитому кожей, и отходящему от него сучку — с другой; сучок снабжён небольшими колышками для настройки струн. Иногда конструкцию венчает вырезанная фигурка из дерева. Первые пять струн отличаются на октаву от остальных. Играют на нгомби двумя руками — как с вокалом, так и соло.
Чонгури (груз. ჩონგური; лезг. чуьнгуьр) — грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент.
Флажоле́т (старофр. flageolet — маленькая флейта) — приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.
Ситар — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.
Гавайская гитара — безладовая электрогитара, которую располагают горизонтально на коленях или подставке. Струны прижимают к грифу при помощи металлического цилиндра. Основной приём звукоизвлечения глиссандо.
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.
Рабана́стр (раванастр, раванастрон, раванастрам, раванатта) — индийский 2-струнный смычковый музыкальный инструмент, родственный китайскому эрху и отдалённо монгольскому морин хууру.
Человек-оркестр — музыкант, который играет на нескольких инструментах одновременно, используя свои руки, ноги, разные механические и/или электронные приспособления. В самых простых случаях человек-оркестр аккомпанирует себе на акустической гитаре и гармонике, прикрепленной к держателю. В более сложных случаях в набор могут входить духовые инструменты на шее, большой барабан сзади с управляемой педалью колотушкой, тарелки между ног, бубны и маракасы, привязанные к конечностям, струнные инструменты...
Гусле (серб. гусле, gusle; словен. gusle; алб. lahuta; болг. гусла) — народный струнный смычковый инструмент южных славян.
Коло́к (др.-греч. κόλλοψ, κόλλοπος) — деталь струнных музыкальных инструментов в виде небольшого стержня для удерживания и натяжения струны. Противоположные концы струн прикрепляются к струнодержателю.
Кубыз (башк. ҡумыҙ, тат. кубыз от тюр. кобуз) — название башкирского и татарского варгана. В Башкирии известен деревянный пластинчатый агас-кумыз и металлический тимер-кумыз.
Фарандола (фр. farandole от прованс. farandoulo) — провансальский хороводный народный танец. Исполнители танца, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Музыкальный размер: 2/4 и 6/8. Темп быстрый, сменяющийся более медленным. Фарандола была использована в сочинениях Ж. Бизе, Ш. Гуно, А. К. Глазунова, П. И. Чайковского и др.
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Сагаты (араб. صاجات‎) — музыкальный инструмент, тарелочки, используемые в танце живота.
Колоко́льчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel, иногда на немецкий манер называются глокеншпилем) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким — в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.

Подробнее: Струнные музыкальные инструменты
Никельхарпа (нюкельхарпа, никельарфа, швед. nyckelharpa) — традиционный шведский инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался более 600 лет. Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом. В шведском, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре...
Берёзка (Во поле берёзынька стояла) — танец-хоровод, характерный для центральной России и Белоруссии. Музыкальный размер 3/4, 4/4. Темп от медленного до умеренно быстрого.
Бубене́ц (уменьшительная форма бубе́нчик) — ударный музыкальный инструмент, который является небольшой металлической погремушкой (колокольчиком), представляющей собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Для внутреннего шумящего наполнения бубенца могут служить также мелкие камешки.
Бызанчи (также пызанчи, хучир у монголов, бозаншы у казахов) — древний смычковый четырёхструнный (иногда двуструнный) инструмент с длинным грифом без ладов и выпуклым корпусом (общая высота 1,2 м). Имеет родство с китайской скрипкой эрху. Ю. Шейкин классифицирует инструмент как «смычковую трубчатую пиколютню».
Сурди́на (итал. sordina от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.
Балалайка-контрабас — самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. Она выполняет основную басовую функцию по обеспечению основы звучания ансамбля или оркестра русских народных инструментов.
Язычковые музыкальные инструменты — духовые музыкальные инструменты с одинарными или двойными бьющими язычками (тростями). В широком смысле к язычковым инструментам также относятся трубы орга́на с бьющими металлическими язычками и инструменты со свободно проскакивающими металлическими язычками: гармоники и губные орга́ны.
Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения...
А́рфа — струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. Один из древнейших инструментов, символ Ирландии. В XVIII столетии была изобретена педальная арфа, ставшая стандартом в классической музыке.
Реба́б (также рубаб, от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. В Египте произносят как «раба́ба».
Баньху́ — китайский струнный смычковый инструмент, разновидность хуциня. Корпус из усечённой скорлупы кокосового ореха прикрыт тонкой деревянной декой. Длинная безладовая шейка оканчивается головкой с колками. Общая длина около 700 мм. Струн две, настраиваются в квинту (d2 – a1). Хроматический диапазон модернизированного инструмента — c1 — e4. Исполнитель нажимает на струны пальцами левой руки, не прижимая их при этом к шейке.
Аксами́т (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
Шичепши́н (шикепши́на, адыг. шыкIэпщын, кабард.-черк. шыкIэпшынэ, от шы — «конь», кIэ — «хвост», пщын(э) — «музыкальный инструмент») — адыгский народный струнный смычковый инструмент.Веретенообразный долблёный корпус (ширина 80—170 мм), шейка (длина 140—250 мм) и круглая головка изготовляются из одного куска дерева (груши, липы, клёна и др.). Общая длина 650—770 мм. Верхняя дека из тонкой доски снабжена резонаторными отверстиями в форме скобок, точек, сердечка и т. п.; 2—3 струны из скрученного пучка...
Жале́йка (пищик, брёлка) — духовой язычковый музыкальный инструмент, распространённый среди славянских народов. Жалейка наряду с шалюмо и венгерским тарогато считается предвестником современного кларнета.
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Тео́рба (нем. Theorbe, итал. tiorba, фр. théorbe, англ. theorbo) — струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни. В Италии схожий инструмент также называли «китарроном» (итал. chitarrone, букв. «большая кифара»).
Валлийская арфа (валл. telyn deires) — разновидность арфы, имеющая три ряда струн вместо одного (каждый примерно по 30 струн). Получила особое распространение в Уэльсе, став валлийским национальным инструментом.
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, управление звукоизвлеченим в которых осуществляется при помощи клавиатуры.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Плектр (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю), также медиа́тор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец (мизраб).
Рула́да (фр. roulade от rouler «катить») — быстро исполненный, раскатистый, виртуозный пассаж в пении, используемый, в основном, в партиях колоратурного сопрано. Распространены рулады хроматические, а также складывающиеся из терцовых ходов голоса.
Гу́сли (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть) — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. Название, которое встречается с XI века, исторически могло относиться к различным музыкальным инструментам. Ныне гуслями чаще всего называют струнный щипковый инструмент трапециевидной формы, наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола).
Запе́в — в церковном и народном пении одноголосное начало, исполняемое одним лицом. После запева следует пение хора. В песне запев или бывает только в начале, или постоянно чередуется с хором. В запев входит или целая мелодия, или часть её; иногда мелодия запева отличается от мелодии хора. В народных песнях запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
Большо́й бараба́н (итал. gran cassa, фр. grosse caisse, нем. grosse Trommel), также называемый иногда турецким барабаном — ударный музыкальный инструмент низкого регистра, мембранофон с неопределённой высотой звука.
Фруллато (итал. frullato; англ. flutter-tonguing) — жужжащий эффект тремоло, который на духовых инструментах достигается при помощи вибрации кончика языка, как при раскатистом «р», или приемом как бы «полоскания горла» (горловое фруллато). Фруллато легче извлекать на флейте, валторне и трубе, труднее — на других духовых инструментах. В нотах обозначается так же, как смычковое тремоло у струнных.
Гучжэн (кит. упр. 古筝, пиньинь: guzheng) — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Хушнай, хушнай (от таджикск. Хуш — хороший, най — свирель) — таджикский духовой музыкальный инструмент. Состоит из двух тростниковых дудочек (длиной около 30 см), каждая с язычком и 7 пальцевыми отверстиями. Звукоряд — диатонический, в пределах октавы. Используется как сольный музыкальный инструмент и входит в состав оркестра народных инструментов.

Подробнее: Кошнай
Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.
Свирель (санскр. sviri — слышать) — общее название одно- и двуствольных свистковых, и многоствольных (панова-свирель) флейт (реже язычковых духовых инструментов) у восточно-славянских и южно-славянских народов. Звукоряд диатонический (в основном), диапазон около двух октав.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я